Ю. М

М.Ю. Лотман

Ю. М. Лотман

Чему же учатся люди?

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы находитесь в стенах Университета, и с началом нашей с вами работы.

Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение, обязательный "насильственный" контроль остались на низшей ступени образования. И отношение преподавателей к вам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

Но это означает не то, что станет легче, а то, что станет труднее. И вообще, ничего лёгкого в хорошем деле быть не может. Это будет трудное дело, потому что нет контролёра строже, чем сам человек (если нет такого внутреннего контролёра, то нет высшего образования). Правда, не существует такой линии, которая отрезала бы от нас детство, отрезала потом юность... И элементы средней школы и детство часто вторгаются в университет: не будем делать секрета из того, что некоторые студенты подсказывают друг другу и даже видят некоторый спорт в том, чтобы поменьше выучить и получше получить. Это школьный подход. Но школьный подход нормален лишь в своё время: "Смешон и ветренный старик, смешон и юноша степенный ".

У вас сегодня может начаться другой возраст. Возраст - это не количество прожитых вами дней, а поведение, которое вы можете осуществлять.

Но давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: "Поступайте так". Он говорил: "Давайте подумаем!". А что значит "подумаем"? - Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине.

Посмотрите, вот кто мы с вами? Можно сказать, что мы очень умные и хорошие машины. Мы умеем делать много разных вещей. Но какая особенность у каждой машины? - У всех разные лица. А зачем? Казалось, было бы проще, чтобы у всех были одинаковые лица. Было бы легче во многом, может быть, было бы меньше ошибок... Но для чего-то нужно, чтобы у нас были разные лица, разные характеры, разный опыт, чтобы мы все были разными людьми.

Философ Руссо, написавший самую откровенную книгу в истории человечества, где не просто рассказал о себе, о своих положительных и плохих качествах (ими тоже можно гордиться, если такой характер), он рассказал о своих стыдных поступках, он всего открыл себя, написав сверху: "В коже и без кожи". В этой книге он написал: Я ТАКОЙ, КАК ВСЕ, И Я НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖ. Это очень глубокое замечание: человек, во-первых такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Поэтому он может сказать что-то такое, чего другие не знают. И потому вся наша жизнь, всё наше обучение находится на двух дорогах. По одному пути мы рдём, чтобы быть такими, как другие, для того, чтобы понимать других людей и чтобы они могли понимать нас. Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять... Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не знает или плохо о них осведомлён. А Пушкина все понимают одинаково? - Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие - неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши. И значительная часть вашего образования состоит в том, чтобы открыть глаза и уши и увидеть, как говорил Гоголь, чего не зрят равнодушные очи...

И тут мы подходим к одной вещи, которая вам известна по не очень литературному, но всем понятному слову - "наплевать": "А мне наплевать!". Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему не наплевать, что его не трогает.

Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи ". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, в такое время жизнь ничего лёгкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог"... Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда... Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали..."

Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: "Как вы решились на такое дело?" - отвечал: "Иначе я бы считал себя подлецом". Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор: либо эти руки в этих цепях, либо я сам cебя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность этих людей помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири. И физически они сохранились лучше, чем те, кто в ту же николаевскую эпоху своих друзей предал, потом сделал карьеру, и всё у них внешне шло хорошо и чудно...

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу. Я. надеюсь, что мы для этого и собрались здесь.

Записал Д. Кузовкин.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами» . Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести. Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, в такое время жизнь ничего лёгкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог» . . . Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. . . Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать? » , «Меня привели, а вы бы сами попробовали. . . » Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: «Как вы решились на такое дело? » отвечал: «Иначе я бы считал себя подлецом» . Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор: либо эти руки в этих цепях, либо я сам cебя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность этих людей помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири. И физически они сохранились лучше, чем те, кто в ту же николаевскую эпоху своих друзей предал, потом сделал карьеру, и всё у них внешне шло хорошо и чудно. . . Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу. Я. надеюсь, что мы для этого и собрались здесь. (Юрий Михайлович Лотман)

Вступление Совесть… Она есть у каждого из нас. Именно проблему совести поднимает Юрий Михайлович Лотман, автор прочитанного мною текста.

Комментарий Проблема, которая заявлена в тексте, является нравственной. Она остается актуальной во все времена. Автор раскрывает проблему совести при помощи исторического примера. Он говорит о высокой нравственности декабристов, об их чести. Юрий Михайлович обращает наше внимание на это, прибегая к такому приему, как цитирование. И еще автор призывает прислушиваться к своей совести, чтобы потом не чувствовать себя подлецом.

Позиция автора очевидна. Он считает, что человек, если у него есть выбор, должен выбирать путь, который диктует ему совесть.

Собственное мнение Я, конечно, согласна с мнением автора. Человек всегда должен поступать так, как велит ему совесть.

Первый аргумент В пример этому можно привести произведение «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Главный герой романа совершает преступление, после чего мучают угрызения совести. Он без конца думает о том, что совершил. Ему стыдно. Эти муки совести и есть его наказание. Из этого можно сделать вывод, что у него все-таки есть совесть, которая побуждает героя на раскаяние.

Второй аргумент Или другой пример, но из повседневной жизни. У меня есть подруга, воспитанная в хорошей семье. Как-то раз на контрольной работе ей удалось списать. Несколько дней подруга мучалась из-за содеянного. В итоге она пошла и все рассказала учителю. Этот пример доказывает то, что человек, у которого есть совесть, всегда выбирает правильный, а главное – честный путь.

Заключение Я считаю, что человек должен прислушиваться к себе. Делать выбор, следуя своей совести. Именно тогда он будет честным по отношению к себе и окружающим.

животное глупое. Животное совсем не глупое. Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран – глупое животное. Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.

Мы живем в очень интересное время. И хотя неинтересных времен нет, бывают такие времена, о которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего особенного не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, - показатель времени бурного, насыщенного событиями и переменами, когда жизнь нелегка и требует от человека очень многого. А у человека постоянно возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На то и совесть дана человеку. Чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз. Но человек не может говорить себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства все-таки находятся, значит, у нас нет совести. Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда… конечно, выбор – вещь тяжелая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?», «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»

Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе.

Многие признаки отличают человека от животного. Животное облодает большим умом, но его ум связан с опеределенной ситуацией. А когда оно находится не в той ситуацией с которой "связано" а в совершенно другой, то оно теряется. А вот человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интелекта не опасна, опасен интелект без совести.

У человека всегда есть возможность выбора, поступить так или иначе. Совесть дана человеку, чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке.Если человек находясь в безвыборной ситуации(а такой не существует)и совершает плохое дело, это значит, что у него нет совести.Совесть – диктует как поступить когда есть выбор, а выбор есть всегда. В течении жизни люди учаться знанию, развивают память, и учатся совести. Эти три предмета просто необходимы в любой школе!!!

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Из выступления:
"Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах.
Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут.
Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть.
Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Жизнь ничего лёгкого не представляет. Она требует от человека очень многого. Возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог". Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали."

Чему же учатся люди?
Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу."

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто случается, что отличить честного и искреннего человека от того, кто им притворяется, не так-то просто. Однако существуют признаки, которые помогут точно разобраться, кто перед вами, стоит лишь внимательнее приглядеться, как человек общается со своей бабушкой и часто ли дает обещания.

Мы в сайт выделили 8 основных маркеров, по которым можно определить, честный перед вами человек или притворщик. А также подобрали примеры, благодаря которым признаки будет запомнить проще простого.

8. Притворщик уважает лишь тех, у кого есть власть и популярность. Хороший человек уважает всех

Когда человек не преследует никаких корыстных целей, ему нет дела до высоких чинов и регалий, он уважает в людях личность и духовные качества . Например, Гарри Поттеру, персонажу книг Джоан Роулинг , никогда не было важно социальное положение Рона или популярность Гермионы, тогда как Малфой измерял всех только этими мерками и прислушивался только к тем, кто обладал властью.

7. Притворщик всегда хочет, чтобы окружающие делали то, что выгодно ему. Хороший человек не пытается воспитывать других в угоду себе

Вы можете себе представить, чтобы хороший человек стал кем-то манипулировать? А ведь попытка сделать так, чтобы все вокруг делали то, что выгодно притворщику, - это и есть манипуляция . Например, Люси, героиня книг «Хроники Нарнии» , никогда не пыталась изменить других. Тогда как ее двоюродный брат Юстас всегда старался пригрозить, надавить и при помощи других козней сделать так, чтобы все получились в соответствии с его желаниями.

6. Притворщик не может жить без внимания. Хороший человек не любит привлекать его

Когда человек - самодостаточная личность, ему не нужно ничего доказывать обществу, привлекая к себе внимание. Кто же не помнит Шрека из знаменитого мультика ? Вспомните, он никогда не хотел быть популярным и всегда поступал по совести. Принц Чарминг, наоборот, страдал от недостатка внимания и за него был готов поступиться многими моральными принципами.

5. Притворщик постоянно себя нахваливает. Хороший человек ничем не хвастается

Любое хвастовство - это удел притворщика и маркер, по которому легко его определить . Хороший человек не бросает слов на ветер и не хвастается своими достижениями, ведь это также попытка привлечь внимание толпы. Вспомните Чудовище из знаменитой сказки - заточение в замке и встреча с Белль изменили его в лучшую сторону: он был очень образованным и начитанным, но никогда не хвастался этим. Гастон же всегда преувеличивал свои достоинства и хвалился порой тем, чего с ним даже не происходило, а значит, уже попросту врал.

4. Притворщик много сплетничает. Хороший человек открыто высказывает свое мнение

В основе способности открыто выразить свою точку зрения лежат сила воли и высокие нравственные принципы . Ведь часто мнение одного человека может не совпадать с мнением большинства, и нужно найти в себе силы дать отпор. Непотопляемая Молли Браун , персонаж фильма и реальная пассажирка «Титаника», показана как сильная женщина, которая не унижается до сплетен и не идет на поводу у мнения высшего света. Мать Розы же считает естественным судачить за спинами других людей и строить интриги.

3. Притворщик часто дает обещания, но редко их выполняет. Хороший человек всегда старается выполнять обещанное

В начале книги Джейн Остин «Гордость и предубеждение» как раз неясно, кто из двух главных персонажей является хорошим человеком, а кто притворщиком. В ходе повествования мы узнаем, что мистер Уикхем не считает нужным сдерживать свои обещания. Например, пообещав отцу мистера Дарси стать священником, он с легкостью меняет свои планы. Сам мистер Дарси, несмотря на свою внешнюю надменность, всегда был человеком слова. Не сдержанным обещанием мы можем сильно ранить близких нам людей, чего никогда не захочет делать по-настоящему хороший человек .«Игра престолов» , то вы могли бы не заметить пугающего характера своей жены Серсеи. Она была бы с вами удивительно мила, тогда как на самом деле планировала ваше убийство. Серсея всегда мила с теми, от кого ей что-то нужно. Джон Сноу же, наоборот, со всеми одинаков в общении и, кажется, самый благородный персонаж во всем сериале.

Бывало ли так, что вам было сложно отличить хорошего человека от притворщика? Или вы сразу понимаете, кто перед вами?