Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса. Некоммерческие унитарные организации Понятие и виды некоммерческих унитарных организаций

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (далее ФЗ ГМУП), унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию .

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК РФ, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем существует ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих организаций.

ГМУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее – казённое предприятие).

Создание казённых предприятий для России не является новым явлением. Казённые заводы и фабрики существовали ещё в дореволюционной России и находились в ведении различных ведомств (военного, горного, морского и т.д.) Главным их назначением было удовлетворение государственных нужд, и в первую очередь, военных, поэтому большинство казённых предприятий были военными и горнометаллургическими. Актуальность создания казённых предприятий в современных условиях связана с необходимостью выполнения ими действий в хозяйственном обороте от имени государства.

Следует отметить, что до принятия ФЗ ГМУП казённые предприятия могли создаваться только на основе федеральной собственности и только по решению Правительства Российской Федерации. Начиная с 2003 года органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления получили возможность учреждать казённые предприятия или преобразовывать в них предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение – это некоммерческая организация, главная цель которой – осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти. Данная особенность целей создания унитарных предприятий следует из перечня случаев, в которых такие предприятия могут учреждаться на государственном и местном уровне в соответствии с ФЗ ГМУП (таблица 3).

Таблица 3 – Случаи, в которых создаются унитарные предприятия каждого вида

1) использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ; 2) осуществление деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; 3) производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; 4) разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

Из данной таблицы видно, что существуют случаи, в которых может создаваться унитарное предприятие любого вида – по усмотрению собственника, а также случаи создания унитарных предприятий, предусмотренные исключительно для государственных и муниципальных предприятий или исключительно для казённых. Кроме того, перечень указанных случаев является исчерпывающим, поэтому унитарные предприятий, не соответствующие по профилю своей деятельности положениям ФЗ ГМУП, должны быть приватизированы или перепрофилированы.

Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. (с изм. и доп.) предусматривается перечень имущества, не подлежащего приватизации . Перечислим некоторые виды предприятий, которые могут находиться только в федеральной собственности (всего более 40 наименований):

Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг;

Государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

Атомные станции и предприятия по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях;

Объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства;

Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи;

Объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы (цеха и производства);

Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.

На региональном и местном уровне соответствующими законодательными и нормативными документами предусматриваются виды государственного и муниципального имущества, не подлежащего приватизации.

Решение о создании унитарного предприятия принимается соответствующим органом исполнительной власти.

При этом решение об учреждении казённого предприятия может принять только Правительство РФ на федеральном уровне, а на региональном и местном уровне органом государственной власти и органом местного самоуправления, которому в соответствии с региональными и местными нормативно-правовыми актами предоставлено такое право.

Государственное предприятие создаётся по решению уполномоченного, как правило, отраслевого органа государственной власти, а муниципальное предприятие – по решению главы местной администрации.

Данный орган утверждает устав, размер уставного и резервного фондов, определяет предмет деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества, а впоследствии также иные полномочия собственника в отношении унитарного предприятия.

Указание на вид и собственника унитарного предприятия обязательно должно содержаться в его полном фирменном наименовании.

Унитарное предприятие, являясь юридическим лицом, несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и не несёт ответственности по обязательствам собственника своего имущества. Собственник унитарного предприятия, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана его собственником. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казённых предприятий при недостаточности их имущества.

Очевидно, что в отношении казённых предприятий ответственность собственника не ограничивается только тем имуществом, которое передаётся данному предприятию на праве оперативного управления. Однако это компенсируется возможностью более жёстко контролировать деятельность предприятия по распоряжению этим имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления предполагают передачу субъекту этого права только часть правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права, обладающие своей спецификой. Их возникновение связано, прежде всего, с невозможностью государства как крупного собственника самостоятельно осуществлять управление огромным имущественным потенциалом, а также необходимостью ограничить полномочия структур, которые от имени государства будут выступать в гражданско-правовых отношениях. Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, предусмотренных законом или иным нормативно-правовым актом. Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это право казённого предприятия (учреждения) владеть, пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Сравнение особенностей распоряжения имуществом у предприятий каждого вида приведено в таблице 4.

Таблица 4 – Полномочия унитарных предприятий по распоряжению имуществом, переданным им собственником

1) распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; 2) не вправе без согласия собственника распоряжаться принадлежащем ему недвижимым имуществом: сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал другой организации и др.; 3) движимым и недвижимым имуществом распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) не вправе без согласия собственника совершать отдельные виды сделок: - связанные с предоставлением займов, поручительств; - получением банковских гарантий, с иными обременениями, - связанные с уступкой требований, переводом долга; - связанные с участием в коммерческой или некоммерческой организации, а также в простом товариществе; 5) не вправе без согласия собственника совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью 1) вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника; 2) самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами; 3) вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на договорной основе только с согласия собственника

В ФЗ ГМУП нет прямого указания на то, что согласование крупных сделок и сделок с заинтересованностью предусматривается именно для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Однако в силу того, что за имуществом казённого предприятия собственник осуществляет тотальный контроль (согласовывает любые сделки), указанные виды сделок скорее будут иметь место в деятельности Г(М)УПа.

Так, крупной сделкой признаётся сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Руководитель унитарного предприятия признаётся заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ:

Являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паёв) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

В иных, определённых уставом унитарного предприятия случаях.
Следует отметить, что предприятие, независимо от его вида, должно согласовывать с собственником создание своих филиалов и представительств, а также участие в уставном капитале других коммерческих организаций. При этом не допускается участие унитарного предприятия в кредитной организации, а также создание другого (дочернего) унитарного предприятия путём передачи ему части своего имущества. Вместе с тем ФЗ ГМУП не запрещает унитарным предприятиям создавать в качестве дочерних и зависимых предприятий организации других организационно-правовых форм (например, ООО или АО).

При утверждении устава предприятия собственник имеет право ещё в большей степени ограничить его правоспособность в распоряжении имуществом, определив размер и виды дополнительных сделок, требующих согласования с собственником.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем унитарное предприятие отличается от бюджетного учреждения?

2. Какие виды унитарных предприятий создаются в РФ?

3. В каких случаях создаются унитарные предприятия каждого вида?

4. Какие органы принимают решение о создании унитарных предприятий?

5. В чём различия полномочий по распоряжению имуществом у Г(М)УП и казённых предприятий?

6. Какая сделка признаётся крупной?

7. В какой сделке у руководителя организации имеется заинтересованность?

8. В каких организациях унитарное предприятие не может владеть долей в уставном капитале?

Некоммерческие организации: понятие, виды, сфера деятельности и общая характеристика их правового статуса.

Некоммерческие организации - это такие юридические лица, которые не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. И даже в случае получения такими юридическими лицами прибыли, они не имеют права распределять её между учредителями (участниками), кроме случаев, указанных в законе. Все некоммерческие организации имеют специальную правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не предусматривает для этих организаций минимального размера уставного фонда.
Большинство некоммерческих организаций являются собственниками своего имущества (кроме учреждений), а их участники вообще не имеют каких либо имущественных прав в отношении имущества некоммерческой организации. Единственной некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество, является учреждение. Его собственником остается учредитель, а учреждение имеет лишь право оперативного управления.
Некоммерческие организации могут существовать в формах, предусмотренных как в ГК, так и в иных федеральных законах. ГК РФ предусматривает такие формы некоммерческих организаций как: потребительский кооператив, общественная и религиозная организация (объединение), благотворительный и иной фонд, учреждение, ассоциация (союз). Иные законы предусматривают создание таких некоммерческих организаций как: некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, товарищество собственников жилья, государственная корпорация и др.
Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). На практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы.
В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива.
Потребительский кооператив основывается на началах членства и образуется на основе объединения его участниками имущественных взносов. Законами, определяющими правовой статус конкретных видов потребительских кооперативов, устанавливается минимальная численность субъектов, которые могут учредить кооператив. Так, согласно Закону РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» потребительское общество может быть учреждено не менее чем 5 физическими и (или) 3 юридическими лицами (п. 1 ст. 7).
Лица, принимающие участие в создании кооператива, а также вступающие в него после создания, обязаны вносить имущественные взносы, называемые паевыми. Они формируют паевой (уставный) фонд кооператива. Вступительные взносы, направленные на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, не входят в состав паевого фонда. Они не подлежат возврату при выходе пайщика из потребительского общества.
В кооперативе могут образовываться и иные (кроме паевого) фонды, формируемые за счет взносов участников кооператива. К примеру, резервный фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств, и неделимый фонд, представляющий собой часть имущества кооператива, не подлежащего разделу между пайщиками, в том числе и при ликвидации кооператива.
Если потребительский кооператив в ходе своей уставной деятельности получает прибыль, она может быть распределена между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК). Эта особенность отличает потребительский кооператив от иных форм некоммерческих организаций и в целом не соответствует правовому статусу таких организаций.
Паевой взнос (пай) предоставляет участнику кооператива право голоса на общем собрании, право управления делами кооператива, а также иные возможности для удовлетворения потребностей, в связи с которыми участник вступил в кооператив.
Принадлежащий члену кооператива пай может быть им продан, отчужден иным образом, передан по наследству. В случае выхода из кооператива член кооператива может получить стоимость своего пая и другие выплаты, предусмотренные уставом.
Система органов управления потребительского кооператива такая же, как в производственном кооперативе. Высшим органом управления является общее собрание пайщиков. Текущее руководство деятельностью кооператива осуществляют коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) председатель - единоличный исполнительный орган. Как и в производственном кооперативе, исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа членов кооператива.
При ликвидации потребительского кооператива его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением неделимого фонда, распределяется между членами кооператива.
Согласно ст.117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Основы правового положения общественных объединений закреплены в ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В отличие от ст. 117 ГК, позволяющей сделать вывод о том, что понятия общественного объединения и общественной организации являются синонимами, в ФЗ «Об общественных объединениях» понятие общественной организации используется для обозначения одного из видов общественных объединений. Другими видами общественных объединений, предусмотренными этим Законом, являются общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. При этом понятия общественного фонда и общественного учреждения обозначают самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, отличные от фонда и учреждения, статус которых регламентирован в ГК РФ.
Помимо указанных выше законов, правовое положение общественных объединений, осуществляющих ту или иную деятельность (политическую, благотворительную и др.), определяется специальными законами (к примеру, деятельность благотворительных организаций регламентирована ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Как следует из сути понятия объединения, общественное объединение не может быть создано одним субъектом. Минимальная численность и субъектный состав создателей общественного объединения устанавливаются специальными законами. Общественное объединение создается учредителями. Помимо них в объединение могут вступать и иные лица, оформляющие свое участие и получающие статус членов объединения. Они, так же как и учредители, вправе участвовать в руководящих органах объединения и контролировать их деятельность. Вместе с тем, к объединению могут присоединиться иные лица, выразившие поддержку целям объединения, но не закрепляющие формально условия своего участия в нем. Такие лица именуются участниками. Учредительным документом общественного объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Законы об отдельных видах общественных объединений могут ограничивать виды деятельности, которые вправе осуществлять общественное объединение. Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности. Прибыль от предпринимательской деятельности общественного объединения используется для достижения его уставных целей и не распределяется между участниками объединения.
Структура органов управления общественного объединения зависит от его вида. К примеру, в общественных организациях, движениях высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом - выборный коллегиальный орган (правление, совет, президиум), возглавляемый председателем.
Учредители, члены, участники общественных объединений не сохраняют право собственности на денежные средства и иное имущество, передаваемое объединению; не получают они и обязательственных прав в отношении объединения. Этим объясняется отсутствие ответственности участников объединений и самих объединений по обязательствам друг друга, а также то, что при ликвидации общественного объединения переданное ему имущество участникам не возвращается. Имущество, оставшееся после ликвидации общественного объединения, должно распределяться в соответствии с целями, указанными в его уставе.
Фондом в соответствии с п.1 ст.118 ГК РФ признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях.
Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными лицами, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.
Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда и о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. ГК РФ ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами. Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).
В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество фонда. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо иных лиц должен быть создан попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»), который осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом.
Как и общественная организация, фонд преследует в своей деятельности некоммерческие цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками или работниками. Наряду со взносами учредителей фонд вправе использовать результаты собственной предпринимательской деятельности, но с условием, что такая деятельность должна непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им.
Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает ГК РФ, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между учредителями (участниками) или работниками фонда.
В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Учреждения действуют на основании утвержденного устава, а иногда - на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (к примеру, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). В уставе учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности. Учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с законом.
Особенности правового положения бюджетных учреждений регламентированы Бюджетным кодексом РФ.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Но если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Правовой статус автономных учреждений, помимо ГК РФ, регламентирован ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных выше. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества.
Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как только коммерческие или только некоммерческие организации, так и те и другие одновременно (п. 4 ст. 50 ГК). Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, кроме того, одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.
Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим органом является общее собрание участников, компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав (п. 1 - 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Исполнительные органы ассоциации (союза) образуются из числа физических лиц - органов или представителей участников.
Имущество ассоциации (союза) первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК). Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут субсидиарную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза) (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. При этом доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на цели деятельности, указанные в учредительных документах.
Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, кроме того, он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо прочего, в течение двух лет с момента выхода за бывшим участником сохраняется субсидиарная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество.
Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Остаток имущества ассоциации (союза), образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях») и не может распределяться между его учредителями (членами).

Лекция, реферат. Некоммерческие организации как юридические лица: - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Понятие и предмет гражданского права.
2. Система гражданского права
3. Принципы гражданского права

5. Гражданское правоотношение
6. Классификация гражданских правоотношений
7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
8. Осуществление гражданских прав
9. Защита гражданских прав
10. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Гражданская право и дееспособность.
11. Ограничение гражданина в дееспособности и лишение гражданина дееспособности
12. Опека и попечительство по гражданскому законодательству России
13. Понятие и признаки юридического лица
14. Классификация (виды) юридических лиц
15. Ликвидация юридического лица
16. Хозяйственные товарищества
17. Хозяйственные общества
18. Производственные кооперативы
19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица: понятие, виды и общая характеристика их правового статуса.
20. Некоммерческие организации как юридические лица:
21. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.
22. Понятие и виды объектов гражданских прав.
23. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
24. Деньги как объекты гражданских прав.
25. Результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации юридического лица как объекты гражданских прав
26. Работы и услуги как объекты гражданских прав.
27. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
28. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Понятие, свойства, классификация.
29. Понятие и виды сделок.
30. Форма и государственная регистрация сделок. Последствия их несоблюдения.
31. Недействительность сделок: понятие и основания. Ничтожные и оспоримые сделки. Последствия недействительности сделок. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.
32. Недействительность сделок с пороком субъектного состава.
33. Недействительность сделок с пороком воли.
34. Недействительность сделки с пороком правового основания.
35. Представительство в гражданском праве: понятие, значение и виды представительства. Доверенность.
36. Сроки в гражданском праве. Понятие, значение и виды гражданско – правовых сроков. Правила исчисления гражданско–правовых сроков.
37. Исковая давность в гражданском праве. Понятие и значение исковой давности. Сроки исковой давности. Применение исковой давности.
38. Начало течения исковой давности, основания перерыва и приостановления исковой давности, восстановление исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
39. Вещные права в системе имущественных гражданских прав.
40. Отношения собственности как предмет гражданско-правового регулирования. Формы и виды собственности.
41. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имущества и риск его случайной гибели.
42. Особенности возникновения и осуществления права собственности на недвижимое имущество. Значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
43. Особенности права собственности на жилые помещения.
44. Право государственной и муниципальной собственности.
45. Приватизация государственного и муниципального имущества
46. Первоначальные способы приобретения права собственности.
47. Производные способы приобретения права собственности.
48. Понятие и виды общей собственности.
49. Право общей долевой собственности.
50. Право общей совместной собственности.

Учреждение — это, созданная собственником (органом, выполняющим властные полномочия) для осущ-я управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Союзы и ассоциации — это объединения КО, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса

Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса.

Учреждением считается унитарная некоммерческая, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия. Некоммерческие организации

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия неделимо, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия.

Правовое положение и виды унитарных предприятий

При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

40. Правовое положение некоммерческих (общая характеристика). В соответствии с российским гражданским законодательством юридические лица, создаваемые на территории Российской Федерации, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Правовой статус и правоспособность коммерческих и некоммерческих организаций – юридических лиц

Юридические лица обладают правоспособностью, которая оказывает существенное влияние на возможности организаций как участников хозяйственной деятельности.

Но этот вопрос и по сегодняшний день остается актуальным в науке гражданского права.

Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.

32 правовой статус и основные виды унитарных некоммерческих организаций гражданское право кратко

15. УНИТАРНЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо всех обязательных для уставов сведений, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования.

И корпоративные некоммерческие организации Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие организации не имеют членства.

Аналогичное деление на корпоративные и унитарные и у коммерческих организаций. Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1.

В некоторых случаях может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительные документы могут содержать и иные не противореча­щие законодательству положения.

Требования учредительных документов обязательны для исполне­ния самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участни­ками).

Организация может создавать филиалы и открывать представитель­ства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.

Глава 7

- принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда; - изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом; - одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо всех обязательных для уставов сведений, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия будет руководитель (назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен) Унитарное предприятие отвечает по ϲʙᴏим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Некоммерческие организации – юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели ϲʙᴏей деятельности и не распределяющие прибыль между ϲʙᴏими участниками. Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, содержание кᴏᴛᴏᴩой зависит от целей создания конкретного юридического лица и его организационно-правовой формы.

Цели создания некоммерческих организаций: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация может осуществлять коммерческую деятельность исключительно постольку, поскольку ϶ᴛᴏ служит достижению целей, ради кᴏᴛᴏᴩых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. На предпринимательскую деятельность отдельных видов организаций могут быть установлены ограничения.

Существующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций различаются не по особенностям ϲʙᴏей юридической конструкции (круг участников, правоотношения между ними и организацией, особенности формирования и поддержания имущественной базы, органы управления и т. п.), а по специфике сферы деятельности организации (потребительские кооперативы, фонды, благотворительные организации и др.)

Некоммерческими унитарными организациями являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Их учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства.

Фонды - это организации, созданные для достижения культурных, образовательных, социальных, благотворительных и других общественно полезных целей. Примерами являются благотворительные, пенсионные и общественные фонды. Фонды учреждаются физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его уставным целям, предполагает создание хозяйственных обществ или участие в них.

Учреждения - это организации, создающиеся собственниками для решения социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих задач. Учреждения бывают государственными, муниципальными и частными. Примерами являются станции скорой помощи, учреждения образования и просвещения, социальной защиты, культуры и спорта, а также органы государственного и муниципального управления.

Автономные некоммерческие организации - организации, созданные на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Примерами являются центры дополнительного профессионального образования, негосударственные детские сады, музеи, центры развития молодежи, частные больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические и иные консультационные центры.

Религиозные организации - добровольное объединение граждан, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры. Особенностью является невозможность преобразования в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Публично-правовые компании - новшество для России. Предполагается, что это будут организации, осуществляющие свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями. Такие компании создаются на основании закона или решения правительства России. Законодательство о публично-правовых компаниях еще не принято.

Подводя итоги, укажем, что по общему правилу имущество, переданное некоммерческим унитарным организациям их учредителями и участниками, становится их собственностью. Их участники и учредители не отвечают по обязательствам таких организаций, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей и участников. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность таких организаций.

Рассмотрев индивидуальное и коллективное предпринимательство через призму организационно-правовых форм мы выяснили, что организации бывают коммерческими и некоммерческими, корпоративными и унитарными. Каждая из форм лучше удовлетворяет нужды определенных предприятий либо предпринимательства в определенной сфере или особым способом. Отдельные сферы и потребности граждан государство удовлетворяет самостоятельно через унитарные предприятия. В остальном выбор той или иной организационно-правовой формы делает субъект предпринимательства.