Какие бывают художественные материалы. Художественные материалы оптом

13:30 20.02.2014г.

Для рисования не нужны какие-то специальные сложные приспособления. Кто из нас не выполнил в детстве простейшие рисунки на обычном листке бумаги фломастерами, карандашами, а то и обычной авторучкой. Но если мы говорим о мастерстве, способах художественной выразительности, передачи движения, реализации творческих замыслов, то тут не обойтись без использования художественных материалов и знания техники работы с ними.

Наибольшее распространение и доступность имеют такие материалы как карандаши цветные или графитовые, тушь, фломастеры, цветные мелки, уголь, сангина, пастель,акварель. Рассмотрим более подробно каждый из этих художественных материалов и технику работы с ними.

Графитовый карандаш

Его используют как при обучении рисованию, так и уже опытные художники. Приятный серый тон, небольшой блеск сочетаются с возможностью исправления при помощи ластика. Карандаш позволяет выполнять как линейные, штриховые рисунки, так и тонально-живописные. Достоинством графита является то, что он хорошо держится на бумаге. Различных эффектов можно добиться при выборе, как художественного материала , разных сортов бумаги для работы карандашом.

Аналогичными свойствами обладают цветные карандаши. Выделить из них особо можно карандаши акварельные, которые размазываются водой, создавая при этом особые эффекты.

Рисовальный уголь

С древнейших времен используется художниками. Позволяет выполнять портреты, пейзажи, сюжетные композиции и натюрморты. Имеет насыщенный черный цвет с широким диапазоном тональных переходов. Форма угля дает возможность рисовать различные по толщине линии. Боковой поверхностью можно быстро закрасить большую площадь листа. Уголь также легко стирается. При рисовании углем используются такие художественные материалы как картон, холст, стена, бумага, а также различные поверхности. В зависимости от задач художника выбирается основа рисунка, форма и способ заточки рисовальных угольков. Специальной растушевкой, тряпочкой либо рукой можно растирать уголь. Рисунки, выполненные углем, закрепляют лаком для волос или специальным фиксативом.

Фломастеры

Требуют работы уверенной, твердой рукой, так как не стираются. Дают плавные красивые линии. Различаются по толщине и цветам. В основном применяются в декоративных или оформительских целях, но позволяют выполнять также пейзажи и наброски с натуры.

Сангина

Представляет собой красновато-коричневый мел. Производится в форме квадратных и круглых палочек. Позволяет рисовать на картоне, бумаге, холсте. С помощью нее можно нарисовать линию, штрих или сделать растушевку. При рисовании часто сочетается с другими художественными материалами . По сложности использования не рекомендуется для работы начинающих. В технике сангины создавали свои произведения такие мастера прошлого как Рубенс, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело, Шарден, Тициан.

Рисование пером

Требует твердости руки и четкости глаза, так как стереть потом нельзя. Толщина линии контролируется нажимом, но при этом надо следить, чтобы пером не царапалась бумага. Перья различаются по материалу, из которого изготовлены. Гусиные или тростниковые дают более живую линию, а стальные – более четкую. Оптимально использовать для рисования пером гладкую мелованную бумагу, тогда допущенные ошибки можно подкорректировать острым лезвием. Так же, выбирая различную по тону бумагу, можно добиться впечатления живописности рисунка.

Рисование кистью

Использование в качестве художественного материала кистей позволяет выполнять очень тонкие рисунки, а также широко тонировать плоскости, использовать эффект лепки с помощью мазка. Кисти используются для рисования тушью, акварельными, масляными красками, гуашью, гризайлью.

Пастельные мелки

Технику пастели отличают хрупкость и нежность по цвету. При работе используется прием штриха или широких пастозных мазков. Необычные эффекты достигаются также втиранием цвета в цвет, что придает рисунку особую мягкость, точность тональных переходов. Шероховатая поверхность лучше держит пастель, поэтому предпочтительнее использовать для работы бархатную бумагу или специально обработанный шкуркой картон. Также требуется закрепление пастели и бережное хранение рисунка.

Кроме описанных, существует великое множество видов рукоделия (например, наборы для вышивания) и каждый из них обладает своими выразительными свойствами и особенностями. Поэтому любой, кто интересуется рисованием, найдет что-то именно для себя, в соответствии со своими предпочтениями.

Художнику-новичку необходимо хорошо знать те материалы, с которыми он будет иметь дело при рисовании, владеть техникой работы с ними и постоянно изучать их свойства. Эти знания помогут избежать многих ошибок, неизбежных у не обладающего еще достаточным опытом молодого художника.

Карандаш

Первое, чем пробует рисовать каждый начинающий,- это . Но для того, чтобы использовать все полезные для художника свойства, которыми обладает карандаш, необходимо приобрести некоторые знания. Художник может сделать карандаш послушным орудием в своих руках, извлечь из него все богатство его цветовых возможностей, или же использовать его только для набросков.

Карандаши для рисования бывают различной твердости и различного оттенка. Жесткие карандаши употребляются чаще всего в черчении, в рисунке же предпочтительнее пользоваться карандашами мягкими или же средней твердости, дающими большие возможности переходов цвета и различных оттенков.

Лучшие карандаши делают из графита (разновидность кристаллического углерода). Графитные рисовальные карандаши выпускаются обычно под номерами: 1-й - самый мягкий, 2-й - средний и 3-й - твердый.

Высший сорт карандашей для рисования имеет четырнадцать номеров твердости: от 1 до 6Н - твердые, от 1 до 6В - мягкие и 1-2 - средние.

Из мягких карандашей хорош «негро» - мягкий, очень черный карандаш приятного бархатистого тона. Для учебной работы вполне пригодны карандаши разной степени мягкости.

Для карандашных набросков можно использовать любые сорта бумаги белого или других светлых оттенков, для длительных и серьезных рисунков нужна бумага с высокой тепенью шероховатости (ватман, полуватман, «александрийская» бумага).

Уголь

Чаще всего используют для быстрых набросков, хотя им можно пользоваться также и для длительных законченных рисунков. Кроме того, углем обычно наносятся первоначальные контуры фигур и предметов для исполняемой масляными красками картины. Приготовляется уголь из березовых палочек.

Уголь можно приготовить и самому. Для этого наполните пустую консервную банку ровными, гладкими березовыми палочками, плотно закройте крышкой, замажьте банку глиной или замазкой и поставьте ее на несколько часов в печь на раскаленные угли, оставшиеся после топки.

Уголь для многих удобен тем, что он легко смахивается с бумаги и допускает многочисленные поправки в рисунке. Это свойство угля делает его незаменимым в первоначальных быстрых набросках и эскизах.

Углем можно работать только на шероховатой бумаге, так как на гладкой он не держится и осыпается.

Для первичных набросков углем можно брать любую бумагу, вплоть до некачественной оберточной. Для длительного рисунка углем нужна хорошая шероховатая бумага (ватман, александрийская и др.).

Недостатком угля является то, что он при малейшем сотрясении, толчке стряхивается с бумаги и для длительного хранения требует специального закрепления.

Самый простой «дедовский» способ закрепления состоит в пульверизации жидким молоком, в котором растворено небольшое количество сахара (на полстакана молока четверть ложки сахарного песку). При закреплении рисунок кладется горизонтально на стол и обрызгивается не слишком сильно, иначе крупные капли жидкости могут испортить рисунок. После того как бумага просохнет, следует закрепление повторить еще раз.

Сангина

Для рисования можно также пользоваться и сангиной. - это довольно мягкий карандаш, с более толстым стержнем, обычно коричневато-красного цвета, без деревянной оправы.

Тушь

Кроме карандаша и угля, для набросков и рисунков употребляется также и тушь, но работа с тушью требует большой точности и уверенности в рисунке, так как выполненный тушью рисунок трудно исправить (тушь не стирается и не смывается).

Однотонная акварель (монохромная монотипия)

Материалом для рисунка может служить также и , при работе которой художник не ставит себе задачей передать цветовое многообразие окружающей его действительности, ограничиваясь передачей формы, объема, относительной светлоты и характера изображаемого.

Пастели

Это живопись сухими красками, приготовленными в виде карандашей, не имеющих деревянной оправы. Сухая краска втирается в шероховатую поверхность бумаги. Для работы пастелью требуется большой выбор карандашей различных тонов и полутонов, так как возможность смешивать один цвет с другим, а также с белилами в пастели крайне ограничена. Работать пастелью можно не только на шероховатой бумаге, но и на специально загрунтованном для пастели холсте, который во избежание сотрясения обязательно должен быть наклеен на доску или картон.

ПАСТЕЛЬ


Пастель (от лат. pasta - тесто) - один из старейших художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Отличается яркими цветами и бархатистой текстурой. Художники XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи, именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной «а пастелло», откуда взяла свое название пастель.

Различают три основных вида пастели:

Сухая пастель

Ультрамягкая пастель

Содержит на 35% больше пигмента, чем мягкая пастель. Внешне похожа на тени, выпускается в маленьких баночках, прекрасно смешивается, что позволяет добиться наиболее точной цветопередачи. Наносится специальными аппликаторами с насадками из микропористой губки.

PANPASTEL

Мягкая пастель

Содержит большее количество пигмента, и меньше связующего вещества. Из-за такого состава мягкая пастель легко крошится, зато идеальна для растушевки или широких штрихов.

Пастельные карандаши

Внешне напоминают обычные карандаши, с той лишь разницей, что имеют пастельный стержень. Используются в основном для проработки мелких деталей.

Масляная пастель

Содержит пигмент с минеральным маслом. Цвета менее матовые. Работы, созданные масляной пастелью, легче хранить, цвета не смазываются и не требуют дополнительной фиксации. Мягкие сорта масляной пастели можно растушевывать пальцами, а твердые - с помощью растворителя, специального или для масляных красок. Нужно иметь в виду, что некоторые виды растворителя могут сделать пастель более блеклой, а льняное масло - наоборот дать блеск.

Восковая пастель

Также известна как акварельная. Содержит воск и водорастворимые компоненты, из-за чего рисунок, созданный акварельной пастелью, при взаимодействии с водой больше похож на рисунок акварельными красками.

Подробнее о пастели в статье: Пастель

БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ

Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.

Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги.

Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).

Подробнее о бумаге для пастели в статье: Бумага для пастели

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПАСТЕЛИ



Перед началом работы лист необходимо закрепить на планшете . Для этого лучше использовать малярный скотч , который впоследствии легко удаляется.

Для более качественного хранения рисунков, выполненных в технике пастель, можно поместить изображение под стекло в раму, предварительно проложив рисунок паспарту.

Фиксативы

Для сохранения рисунков сухой пастели многие используют специальные лаки фиксативы в аэрозольных баллончиках. Наиболее известные производители Royal Talens и Koh-i-Noor. Для закрепления пастели нужно два-три слоя.

Помимо специальных фиксативов, можно попробовать закрепить рисунок обычным лаком для волос. Минусом такого способа является то, что при воздействии обычного лака на пастель некоторые цвета могут измениться, стать темнее.

Многим интересна тема «чужой творческой кухни » и в этой статье я расскажу и покажу свои богатства. Обрабатывая фотографии у меня сложилось впечатление, что это репортаж из худ. магазина. Но, поверьте, художественных материалов много не бывает и всегда найдется то, чего хотеть 🙂
Так что показываю интересующимся свои хомяческие запасы красок, кисточек и прочего добра.
Хочу отметить, что новые материалы вдохновляют на творческие изыскания. А пробуя себя в новых непривычных техниках мы открываем что-то новое и неизведанное в себе. Не бойтесь выходить за границы своего комфорта, пробуйте новое!

Как я уже сказала, всякого добра у меня очень мало достаточно, но постоянно пользуюсь (и беру с собой в путешествия) коробку акварели и пенал. Что помещается в пенал ниже.

Вот такой вот походный набор художника (только я себя художником не считаю:)):

Все, что живет в пенале в подробностях
Сверху слева:

  • пакетик с перьями (пользуюсь редко, но в любом другом месте они рискуют потеряться);
  • ножницы, скотч (чтоб приклеивать всякий хлам в блокноты) и еще клей-карандаш, который не попал в кадр, потому что валялся на столе;
  • автоматический карандаш (обычные так и не смогла полюбить, они же острыми бывают только первых две секунды), стержни для него, ластик и точилка на всякий.

Сверху справа три белые гелевые ручки (редкость они просто и еще большая редкость — хорошие) и белый пастельный карандаш (единственное, что я переношу из пастели).
Внизу слева направо:

  • перо (которое приходится разбирать, чтоб положить в пенал);
  • набор лайнеров Faber Castell (0.1, 0.3, 0.5, 0.7)
  • еще два лайнера-долгожителя UniPin, давно ими не рисую, но живут в пенале за ветеранские заслуги;
  • и снова лайнеры, фирмы Copic, был спектр от 0.1 до 1.0, потом четыре подарила, остались только 0.3 и 1.0;
  • две водяные кисти для акварели — незаменимая вещь в путешествиях;
  • огрызок трубочки для коктейлей (используется для создания высокохудожественных клякс);
  • серые маркеры Copic;
  • и кучка кисточек (белка), обрезанных под размер пенала.

И еще после каждой поездки из пенала выгребается кучка гальки, веточек и листиков.

Все лайнеры и маркеры крупнее и с «пробой». У копиковских лайнеров линейка «тоньше» (ихние 0.3 как фабер-кастелловские 0.1), но сами они мне меньше понравились почему-то. Они как будто быстрее заканчиваются и линия немного шероховатая.
И серые копики от С1 до С7 плюс черный (100). Они на вид разные (овальные и круглые в разрезе) потому что у меня сперва появились нечетные, а потом четные. На одних написано ciao, на других sketch, но чем они отличаются функционально я так и не поняла (может просто разный объем чернил?). А потом мне на день рожденья подарили еще копиков, и они уже в разрезе были квадратные. И вот они да, другие, та часть где кисточка — меньше и более жесткая. Но про маркеры дальше.

На фото еще кисточки, трубочка и акварель крупнее (акварель у меня питерская «Белые ночи» и другой пока не пробовала). На бумаге видно как раз кляксы, которые делаются с помощью трубочки.
Водяные кисточки двух размеров — в резервуар заливается вода и кисточка все время мокрая. Это удобно для зарисовок в путешествиях, но ограничивает в техниках.

Это был мой «рабочий» набор. А теперь про остальные богатства. Многое из этого появилось только недавно.
Кисточки. С ними все как раз не очень. Кучка белки разной степени паршивости (и одна шикарная, которую мне подарили), несколько синтетики и парочку щетины. Кисточки у меня часто гибнут от более частого занятия, чем рисование — декупажа. Все мечтаю обзавестись хорошими.

Маркеры и фломастеры. Есть набор Faber Castell, которые оказались слишком яркие для меня (но я еще не теряю надежды с ними подружиться) и Copic, которые мне очень нравятся, но стоят как крыло от самолета. Хорошо, что маркеры и фломастеры почти все достались мне в подарок, иначе меня бы совсем задавила жаба, что такие материалы лежат, а я их редко использую.

У копиков огромная растяжка по цветам и есть очень светлые, акварельные цвета. А в тех, которые у меня появились первыми (серые, овальные и круглые) широкая мягкая кисть, которой можно рисовать как акварелью — штрихов не видно. У квадратных копиков тоже можно добиться такого эффекта, но там сама кисть тоньше и жестче. А у фабер-кастелловских фломастеров виден каждый штрих. И цвета очень яркие.
В интернете, конечно, полно шедевров ими сделанных, но у меня пока руки не отрасли из нужного места для них. Буду учиться 🙂
Вот «пробы» цвета. У копиков даже серый не просто серый, а бывает теплый и холодный.

Из-за такого тонкого спектра можно хорошо проработать тени. Сверху на фото рисунок фабер-кастелловскими фломастерами (цветной), внизу — копиками (4 оттенка серого + черный).

Акрил. Его у меня как-то мало (зато уже заказан у мужа подарок на 8 Марта:)), но хочу заняться им теперь плотнее.

А пока что — большой тюбик белого, несколько отдельных цветов и полузасохший набор каких-то кислотных оттенков.

Любимый разворот — тушь цвета сепии на крафтовой бумаге

И последние — аутсайдеры — акварельные карандаши и масло. Карандаши у меня появились первые и я их использовала как акварель, разбавляя водой, пока не купила набор акварели. Теперь они почему-то редко используются.
А к маслу я все боюсь подступиться. Был только один опыт незаконченной картины про Крым, но я все собираюсь с духом и мечтаю за него взяться. Оно какое-то такое серьезное и обстоятельное. И непривычное.

Расскажите про ваши любимые художественные материалы ?

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы (Романова Е.С., 1992).

Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех детей, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

1) краски.

2) карандаши, восковые мелки

3) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;

4) природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

5) для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

6) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

7) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий :

1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие: пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению (Шоттенлоэр Г., 2001). Краски больше, чем другие материалы, позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем. Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими. Использование красок прибавляет рисунку выразительности. Очень удобно использовать краски (например, гуашь), которые можно закрашивать сверху, смешивать цвета, изменять рисунок. Краски являются более выгодными для использования именно из-за возможности больше экспериментировать. При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить клиенту возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998). Интересным является не использование кисточек, а рисование руками. Такая возможность дает больше свободы и возможностей для исследования. Также как еще одна форма рисования может быть использовано разукрашивание лица. Единственное, что стоит учесть, что нужно предоставить клиентам соответствующие краски


2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш , значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).

3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.

5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.

6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок с безоценочной реакцией на конечный продукт могут стать целительными сами по себе.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка, приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики - одинаковые машины) (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).

При обсуждении рисунков следует избегать оценок технического мастерства автора (в том числе красиво - некрасиво), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков дети обычно сами приходят к пониманию преимущества свободного рисования.

При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

· какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура

· что выглядит странным

· чего не хватает у данного объекта

· что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным

· каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей (Копытин А.И., 1999, Романова Е.С., Потемкина С.П., 1992, Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998, Шоттенлоэр Г., 2001). Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения

· есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем

· в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора

· есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.