Как сделать золотое напыление. Секреты технологии позолоты: гальваническое нанесение золота

При применении технологии золочения можно вернуть былую привлекательность практически любому украшению из меди или серебра. Изделия с позолотой применяются самым различным образом, чаще всего они становятся украшением. Золочение в домашних условиях может проводится при применении самых различных технологий. Покрыть золотом можно изделия из серебра или других сплавов, главное знать все особенности процесса. Восстановление позолоты лучше всего провести в домашних условиях при применении специальных веществ и оборудования.

Различные методики нанесения позолоты

Качество получаемой поверхности во многом зависит от особенностей применяемой технологии. Наибольшее распространение получили следующие:

  1. Гальванический метод покрытие позолотой.
  2. Применение специальных химических веществ.
  3. Механический способ нанесения требуемого вещества.

В каждом случае применяются определенные инструменты и химические реактивы.

При этом некоторые технологии подходят для покрытия цепочек в домашних условиях, другие обработки иных изделий по предназначению.

Химический способ

Химическое золочение серебра или другого сплава представляет собой процесс нанесения хлорида золота на обрабатываемую поверхность. Рекомендации по созданию требуемого реагента следующие:

  1. Металл нужно расковать на заранее подготовленную фольгу. Все элементы должны быть измельчены до небольших элементов.
  2. Небольшие кусочки погружаются в смесь подготовленного заранее химического реагента. Раствор создается при сочетании 30 грамм концентрата соляной и 10 грамм азотной кислоты. Стоит учитывать, что с подобными веществами в домашних условиях нужно работать аккуратно.
  3. На один грамм напыления приходится не менее 10 мл раствора. Именно поэтому следует заранее рассчитать требуемое количество жидкости.

Для смешивания активных реагентов используется фарфоровая посуда. Процесс растворения может длиться в течение трех суток. После предварительной подготовки металла его выпаривают при температуре около 80 °C до появления жидкости. На момент выпаривания следует время от времени помешивать получаемую консистенцию стеклянной палочкой, за счет чего получится однородный состав.

Проводя золочение металла нужно качественно подготовить требуемый состав. Для этого потребуется:

  1. Вода, очищенная от примесей, при температуре 60 °C.
  2. Около 15 грамм сиропа хлорной соли золота.
  3. Более 65 грамм карбоната калия или хлорида натрия. Оба вещества должный пройти качественную очистку.

Покрывать поверхность серебряных или иных изделий следует только после его подготовки. Для этого проводится обезжиривание при применении 20% едким натрием, после чего изделие промывается в 25% растворе соды.

После подготовки поверхности изделие покрывается в ранее подготовленную смесь. Через некоторое время оно становится позолоченным. После извлечения и высыхания поверхности ее промывают и вытирают сухой тканью. Для придания более привлекательного вида позолота полируется шерстяной тканью.

Механические способы золочения

Золотое напыление характеризуется определенными качествами, которые делают изделие более привлекательным и устойчивым к воздействию окружающей среды. Механическое нанесение позолоты проводится крайне редко, так как добиться однородности поверхностного слоя достаточно сложно. К особенностям рассматриваемой технологии можно отнести нижеприведенные моменты:

  1. При подобном золочении применяется специальная паста. Ее можно приготовить в специализированном магазине или изготовить своими руками. Состав пасты может существенно отличаться, что стоит учитывать.
  2. Слой, получаемый при применении механического способа золочения в домашних условиях, имеет небольшую толщину. Именно поэтому получаемое покрытие не прослужит на протяжении длительного периода.
  3. В состав распространенных веществ входит желтая кровяная соль, порошок из мела и винный камень.
  4. Рекомендуется смешивать пасту с водой для получения однородной кашицы, которое втирается в поверхность при помощи шерстяной ткани.
  5. Перед золочением в домашних условиях поверхность должна быть обезжирена. Для этого также применяются специальные составы.
  6. Нанести пасту позолоты следует равномерным слоем, при втирании уделяется внимание тому, чтобы вещество не попадало на отрытые участки кожи.

Механическая технология достаточно сложна в исполнении. Как правило, она применяется в том случае, если нужно покрыть в домашних условиях только часть изделия. Это связано с тем, что другие технологии покрытия предусматривают полное окунание изделия в специальный раствор.

Золочение методом гальваники

Толстый слой позолоты высокого качества можно получить при применении особой технологии. Она предусматривает погружение заготовки в специальный электролит. Гальваническим методом проводится обработка самых различных заготовок, так как он напоминает распространенные электрохимические процессы.

Стоит учитывать, что в зависимости от типа применяемого раствора поверхность может приобретать самые различные оттенки. Электролит для золочения своими руками в домашних условиях можно изготовить следующим образом:

  1. На 700 мл очищенной воды добавляется 60 грамм фосфорнокислого натрия.
  2. При использовании 2,5 грамма хлорного золота для их растворения используется 150 мл воды.
  3. В 150 мл дистиллированной воды растворяют 10 грамм сернистокислого натрия, а также один грамм цианистого калия.

С подобными реагентами следует работать аккуратно. Гальваника золотом в домашних условиях проводится при нагреве раствора до температуры около 60 °C, для активации химического процесса для истощения электролита устанавливается анод.

На обработку заготовок в подобном растворе уходит около 15 часов. Существенно повысить эффективность процесса помогает ток малой силы. За счет этого на поверхности образуется матовая пленка из золота.

Приготовление раствора для золочения

Раствор для золочения в домашних условиях должен приготавливаться с особой осторожностью. Это связано с тем, что при контакте веществ образуется химическая реакция, которая может привести к появлению вредных выделений. Для создания требуемого состава могут смешиваться следующие компоненты:

  1. Хлорное золото.
  2. Поваренная соль.
  3. Цианистый калий.
  4. Сода и дистиллированная вода.

Подобный состав больше всего подходит для обработки обычного металла. Покрытие золотом в домашних условиях серебряной поверхностью может проводится при создании следующего состава:

  1. Хлорное золото.
  2. Карбонат калия.
  3. Пищевая соль.
  4. Железистосинеродистый калий.

Все элементы смешиваются в воде до получения однородной консистенции. Работать следует исключительно в защитной экипировке, попадание вещества на открытые участки тела или в дыхательные пути не допускается.

Мастерство декоративного золочения различных поверхностей относится к тем редким старинным ремеслам, которые требовали не только высокого мастерства, но и хорошего вкуса. Нет ничего проще, как испортить изящный предмет, нанеся на него толстый неаккуратный слой позолоты, превращая элемент дизайна в безвкусную пошлую вещь...

С книгой издания 1895 года мы попробуем разобраться в тайнах этого ремесла, научимся грамотной подготовке поверхностей и правильной подборке необходимых материалов. Сам автор считает, что процесс домашнего золочения вообще-то сам по себе ничего сложного не представляет: покрой поверхность клейким веществом, а сверху на нее наложи листок с золотым покрытием, стараясь, чтобы он лег ровно и гладко. Но как и в любом мастерстве, тут имеются свои секреты.

Золочение по маслу (матовое золочение)

Этот тип золочения изделий считается одним из наиболее распространенных - хотя бы потому, что только выполненная таким способом позолота способна стойко переносить перепады температур и атмосферные осадки без ущерба внешнему виду.

Для работы используется темное и светлое листовое золото, часто продаваемое в виде квадратных книжек, из которых по мере необходимости вынимаются листки. как старинные, так и современные мастера для работы часто используют поталь , являющейся бюджетной имитацией сусального золота.

Профессиональные золотильщики в своей работе часто используют такой прием: берут из книжки золотой лист, расправляют его на кожаной подушке, окруженной защитным экраном. Такую подушку делают из листа фанеры, покрытого слоем байки, двумя-тремя слоями фланели, а поверх них - тонкой кожей. Вокруг подушки находится небольшой бортик, защищающий тонкий лист золота от дыхания мастера. Снизу подушки приделывается петля, в которую вставляется большой палец левой руки золотильщика.

Листок кладут на подушку, осторожно расправляют с помощью легких дуновений, после чего лист делится на нужное количество частей тупым ножом. До лезвия ножа категорически не рекомендуется дотрагиваться руками, т.к. из-за этого он будет не резать, а комкать тонкие листы золота.

Если, допустим, требуется позолотить полосу шириной в 5 см, то листок необходимо нарезать на полоски, ширина которых на 5-7 мм будет больше, чем ширина полосы. каждую полоску захватывают специальной кистью и накладывают на подготовленную поверхность. Старинный учебник по золочению называет эту кисть из редкого верблюжьего волоса "типом" и дает совет по ее изготовлению: сделать тип можно из двух старых игральных карт, вклеив между ними необходимое количество щетины - см. рисунок.

Очень удобно использовать тип при работе с неровной поверхностью: щетина кисти легко подстраивается под любой рельеф.

Далее следует забавный совет: золотильщику рекомендуется провести типом по собственной прическе, что придает щетине кисти легкую "маслянистость" в той степени, которая необходима для прилипания золотой полоски к кисти. Затем листок переносят на подготовленную и смазанную клеем поверхность, и он легко отклеивается от кисти. Можно предположить, что дело не в маслянистости, а в обычном статическом электричестве...

Следует помнить, что листки золота очень тонкие, ломкие и легко деформируются, поэтому при обращении с ними необходимо быть очень осторожным. При золочении в домашних условиях может пригодиться такой прием : поверх золотого листка накладывают лист вощеной бумаги и очень легко его разглаживают. После этого золото легко прилипает к бумаге и так же легко переносится на нужную поверхность, где его уже фиксирует клеевой состав.

Золотильщики старой школы для этих целей пользовались специальной палитрой: дощечкой, к которой приклеивался лоскут полотна. если на такую палитру дыхнуть несколько раз, то листок золота легко к ней приклеивался и переносился в нужное место без повреждений.

Если на золотом листке оказались трещины или незакрытым остался небольшой фрагмент обрабатываемой поверхности, то исправляется это так: кончиком перочинного ножа, смоченного в маленькой капле воды (или просто языком), берут небольшие фрагменты золотого листка и накладывают на дефектное или непокрытое место. После этого лоскутки плотно прижимаются круглым тампоном из ваты, обтянутой тонкой кожей. Затем уже обычным ватным тампоном легко протирают работу, удаляя излишки листового золота и придавая поверхности гладкость.

Клей для масляного золочения

Классический клеевой раствор для золочения подразумевает варку льняного масла с окисью свинца, или, иначе говоря - олифа, приготовленная по старинному рецепту. Недостатком этого клея можно считать то, что покрытая им поверхность для золочения будет готова лишь часов через двенадцать; преимуществом - возможность использовать клей для наружных работ.

Более быстрое средство - "клей для лакировщиков" пригоден для золочения уже через 2-3 часа, но его можно использовать только для внутренних работ. Также считается, что этот клей гораздо слабее, чем приготовленный по классическому рецепту, а потому позолота на его основе нуждается в дополнительном покрытии лаком.

Если позолоту совершают по грунту желтоватого или красноватого цвета, то в клей для золочения рекомендуется добавлять немного желтой или красной охры. Лучше всего клей наносить кистью из верблюжьего волоса - так слой клеевого состава получается ровнее и глаже. От равномерности высыхания клея будет зависеть и качество золочения: на слишком тонких местах клей быстро высохнет и позолота будет иметь слишком блестящий вид; на утолщениях клей останется влажным и позолота приобретет тусклость.

Чтобы определить готовность клея к нанесению золота, необходимо легко прикоснуться к нему суставом пальца: чуть липкий клей пригоден для работы, а вот смазанный слой говорит о необходимости дальнейшего подсыхания. Однако, тут есть важный нюанс: если предстоит работа с листовым серебром, то для него слой клея должен быть более влажным, чем для золота!

Золочение дерева

Простое, неполированное дерево обладает пористой структурой и потому нуждается в тщательном грунтовании. Для этого его можно пропитать составом, приготовленным из льняного масла и плотного красящего вещества (в современном мире можно воспользоваться готовой грунтовкой по дереву ).

После покрытия дерева слоем грунта, ему дают хорошо просохнуть, после чего тщательно шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой до состояния гладкости. После этого наносят еще 2-3 слоя грунта, повторяя процесс. От качества грунтования будет зависеть и качество золочения, поэтому не стоит спешить с подготовительным этапом. Затем на идеально ровную и гладкую поверхность наносят клеевой состав и производят процедуру золочения.

Золочение картона

Материалы, по структуре подобные картону, также нуждаются в грунтовании, но не на масляной основе, а водным раствором грунтового состава. Мастера прошлых лет использовали для этих целей раствор гуммиарабика или рыбьего клея, а иногда - и отвар обрезков пергамента в желатиновой смеси. Но также, как и в случаях с масляной грунтовкой, современные мастера могут пользоваться широким ассортиментом готовых грунтовок.

Грунтовку наносят полосой, ширина которой должна быть чуть больше полосы, на которую будет нанесен клей. Это делается для того чтобы защитить работу от масляных потеков, которые могут появиться при использовании клея. Технология нанесения позолоты такая же, как и при работе с деревом.

Если позолоту собираются накладывать на обратную сторону фотографии , то грунтовать эту фотобумагу не нужно: ее поверхность уже готова к нанесению клеевого состава и листового золота.

Золочение по тканям

При золочении поверхностей из шелка и других видов тканей необходимо нанесение такого же типа грунта, как и для картонных изделий. Грунт накладывают несколько раз - каждый слой после высыхания предыдущего.

Эта мера поможет избежать появления некрасивых жирных пятен и полос, которые неизбежно появятся на ткани после нанесения на нее масляного клея. Если в работе используется грубый и плотный материал, наподобие коленкора, то в качестве грунтовки хорошо подходит слабый раствор столярного клея .

Золочение по камню и штукатурке

Эти материалы относятся к пористым, а потому требуют особого внимания к наложению и качеству грунта. Старинные мастера утверждают, что самой лучшей грунтовкой для подобных материалов является смесь гуттаперчи и шеллака, растворенных в бензине. Такой грунт не только способствует качественному золочению, но и предохраняет материал от воздействия сырости.

Надо заметить, что рецепт этого грунта долгое время считался секретом английских декораторов, которые широко им пользовались при украшении церквей. С помощью этого раствора позолоту можно было накладывать прямо на стены, не прибегая к покрытию масляной краской или к использованию дополнительных подкладок из цинка, как это делалось раньше.

При золочении по камню используется грунтовка, состоящая из шеллака, растворенного в винном спирте. Камень отмывают от загрязнений, дают хорошенько просохнуть, иначе со временем грунтовка начнет отслаиваться вместе с позолотой. Если часть камня, за исключением позолоченных мест, должна оставаться в естественном виде, то в таком случае при нанесении масляного клея нужно следить, чтобы он не заходил за границы шеллакового грунта, иначе на соседних с позолотой частях появятся некрасивые жирные линии. Но эта предосторожность будет излишней, если при работе использовался "клей для лакировщиков".

Золочение на гипсе

Все гипсовые предметы отличаются пористой структурой и потому нуждаются в качественной грунтовке. Как правило, для работы необходимо 3-4 слоя олифы, нанесенных с суточным интервалом. При работе с изделиями больших размеров, у которых отсутствует мелкая отделка, можно воспользоваться "клеем для лакировщиков" с добавлением желтой охры, предварительно хорошо растертой.

Для гипсовых изделий с мелкими деталями (статуэтки, медальоны) лучше всего использовать водный раствор клея с мелко растертой желтой охрой.

  • следует запомнить, что полированные и крашеные поверхности в грунтовании не нуждаются, но перед золочением их необходимо тщательно протереть от пыли и других загрязнений;
  • металлы обладают низкой впитывающей способностью и потому также способны обходиться без грунтования, но для более качественного золочения и защиты от ржавчины рекомендуется сначала покрасить их поверхность;
  • для наружных работ больше всего подходят цинковые изделия, т.к. они стойки к коррозии, но важно учесть и такую особенность цинка. как склонность к деформации поверхности при сильном нагревании солнечными лучами.

Глянцевое золочение

При этом виде золочения блеск деталей будет зависеть от гладкости поверхности или качества операции, известной в этом ремесле под названием "обжига".

Золочение по стеклу

Самым подходящим материалом для глянцевого золочения считается стекло. Благодаря идеально гладкой и ровной поверхности стекло позволяет наиболее качественно наложить листовое золото или серебро.

Никакой предварительной подготовки, кроме очистки от загрязнений, стекло не требует. Однако следует избегать неосторожных прикосновений к поверхности руками - даже небольшой след от пальца способен испортить всю работу.

Самым важным моментом при золочении по стеклу считается тот факт, что работа производится всегда по обратной стороне предмета , поэтому все изображения или буквы должны накладываться в зеркальном отражении.

Предварительное очищение стекла удобнее всего производить белилами, которые хорошо удаляют жирные пятна и следы от пальцев. Стирать белила очень удобно небольшим шелковым лоскутом.

При работе со стеклом кисть-тип обычно не используется, автор предлагает более оригинальный способ нанесения позолоты, удобный при работе с небольшими поверхностями:

Если на позолоте имеются трещины, то для их устранения нужно подышать на такое место и тут же наложить маленький кусочек листового золота. Затем, когда все дефекты будут заделаны, лоскутки золота придавливают ватным тампоном по всей поверхности. Затем стекло слегка нагревают и протирают сухой ватой - позолота будет казаться равномерной и однородной.

Очень важно во время работы защитить стекло от прикосновений руками. Для этих целей необходимо использовать специальные подставки, сделанные по типу мольберта.

Получив позолоченную поверхность, приступают к ее детальной обработке, если конечной целью является получение золотого орнамента или надписи. Для этого необходимо поверх золотого слоя нанести нужные детали и удалить излишек позолоты. Очень часто для рисования деталей используется клей для лакировщиков в смеси с желтой охрой или брауншвейгская черная краска (в качестве пигмента используется истолченные в порошок минералы).

После того как контур рисунка высохнет, приступают к удалению излишка позолоты: как правило, это делают влажным ватным тампоном. Чтобы частицы позолоты не размазывались по стеклу, тампон рекомендуется заменять как можно чаще

Для золочения стеклянных изделий большого размера способ нанесения золота на просто увлаженную поверхность не подходит, в данном случае необходимо использование клеевых составов. Удобно для этих целей использовать водный раствор рыбьего клея: чайную ложка клея разводят в двух чайных ложках горячей воды, добавляют к ней также две ложки винного спирта и фильтруют. Клей удобнее всего наносить плоской кистью, а золото накладывают с помощью типа или любым другим способом.

При желании усилить позолоту, все вышеописанные операции повторяют с той лишь разницей, что клей наносят не кистью, а просто наливают на поверхность и позволяют свободно растекаться. Затем накладывают листовое золото вторым слоем. После высыхания всех слоев можно приступить к дальнейшей отделке: чтобы придать поверхности сильный блеск, ее обливают горячей водой, хотя при этом способе всегда существует риск испортить проделанную работу.

Как сделать золотые блестки

Золотые блестки часто используются для декорирования различных поверхностей, как прозрачных, так и матовых. Чтобы сделать блестки, берут стеклянную бутылку и покрывают ее слоем листового золота, используя для работы водный раствор рыбьего клея. Затем позолоту покрывают копаловым лаком и тщательно просушивают бутылку в теплом месте.

После того как лак затвердеет, с помощью небольшого узкого шпателя с бутылки снимают слой позолоты, разместив ее над листом бумаги. Показателем того, что лак хорошо высох, будет его хрупкость: частицы позолоты должны отлетать от стекла легко и быстро.

При декорировании стекла серебряными или золотыми блестками желательно использовать не клей, а лак в чистом виде, т.к. клей портит цвет золота. Обратную сторону стекла покрывают лаком и наносят блестки; если в работе используется большая поверхность, то к лаку добавляют одну или две капли масла, чтобы слой такого грунта высыхал помедленнее.

Также следует помнить, что при наложении блесток поверхность лака должна быть более влажной, чем при нанесении листового золота: на лаке не должно быть следов его высыхания.

Если в работе необходимо создание теней у некоторых элементов декора, то необходимо использовать брауншвейгскую черную краску. Тени создают следующим образом:

  • на позолоте брауншвейгской черной краской рисуют контуру нужных предметов;
  • на высушенной поверхности стекла убирают излишки позолоты влажным тампоном;
  • стекло помещают под источник тепла так, чтобы черная краска немного нагрелась;
  • кусок ваты обмакивают в терпентин и начинают стирать черную краску, периодически заменяя тампон;
  • если под воздействием терпентина позолота приобретает блеклый вид, то стекло снова нагревают и позолоченную поверхность протирают ватой, обмакнутой в мелко истолченные белила, которые после этой операции смахивают шелковой тканью;
  • стекло кладут лицевой стороной вниз на черный лист бумаги или ткани и острой палочкой на позолоте процарапывают необходимые линии (см. пример на рисунке ниже);
  • затем заднюю поверхность стекла раскрашивают цветными красками в нужные цвета.

Если же рисунок должен быть не золоченым, а раскрашенным и при этом располагаться на золоченном фоне, то узор наносят на стекло перед золочением. Сначала накладывают слой прозрачных красок, затем - непрозрачных, а после того, как работа высохнет, выполняют золочение фона.

При золочении рельефного стекла используются те же способы, как и на плоской поверхности, за тем исключением, что клей должен быть более густой консистенции. Те части стекла, которые должны оставаться прозрачными, защищаются смолистой краской, а все остальные фрагменты протравливаются плавиковой кислотой, придающей стеклу матовый вид.

Для создания рельефного рисунка на стекле черной брауншвейгской краской рисуют нужный узор и оставляют его сохнуть. После этого по краям стекла делают бортик из воска, разбавляют плавиковую кислоту на 2/3 водой и заливают ее на поверхность работы таким образом, чтобы слой кислоты составлял около 5 мм.

Стекло должно лежать очень ровно, чтобы протравливание происходило равномерно. Спустя 30-40 минут в восковом бортике делают щель и очень аккуратно сливают кислоту в подставленный нестеклянный сосуд. Части стекла, защищенные краской, окажутся выпуклыми, а после смывания этой краски вышеуказанным способом линии узора находящиеся под ней, останутся блестящими и прозрачными, по сравнению с остальной матовой поверхностью.

Важно помнить, что все рельефные работы производятся на задней поверхности стекла и потому все узоры, надписи и пр. выполняются в зеркальном отражении, выпуклости - вытравливаются, а впадины - остаются нетронутыми.

Глянцевое золочение на непрозрачных поверхностях

Для полированных поверхностей клеевой состав готовится без добавления спирта, все остальные работы производятся также, как и на стекле. Необходимо помнить, что любую позолоченную деталь необходимо защищать от истирания прозрачным лаком, иначе работа окажется недолговечной.

Для золочения своими руками подходят абсолютно любые гладкие поверхности, будь то полированное дерево, гладкие металлы или все виды стекла. Кроме того, непрозрачные поверхности позволяют использовать одновременно сочетание двух видов золочения: глянцевого и матового. К примеру, на поверхность наносится орнамент, детали которого нарисованы клеем для лакировщиков в смеси с желтой охрой.

Когда клей высохнет, в определенные части орнамента тампоном втирают бронзовый порошок и затем всю поверхность золотят. На бронзированных частях рисунка позолота окажется матовой, а на всех остальных - глянцевой.

Серебрение кистью

Очень простой способ серебрения различных изделий:

40 г хлористого серебра растирают с 40 г винного спирта, добавляют 40 г нашатырного спирта, 35 г поваренной соли, 1/2 г кристаллической борной кислоты и 25 г винного камня. Ингредиенты растирают и в процессе загустения массы добавляют нашатырный и винный спирт до получения густой текучей жидкости.

Смесь хранят в сосуде из темного стекла, т.к. хлористое серебро на свету теряет свои свойства. Нужные предметы хорошо очищают от загрязнений, кистью наносят серебряную смесь, затем обливают водой и сушат в древесных опилках.

Золочение стальных предметов

Хлорное золото, по возможности свободное от кислоты, разводят в воде, добавляют эфира, взятого в количестве в 3 раза больше, чем хлорного золота. Смесь настаивают в течение суток, после чего в получившийся эфирный раствор погружают необходимый стальной предмет.

На поверхности предмета образуется тонкий позолоченный слой. Чтобы получить на предмете надпись или рисунок, на его поверхность с помощью лака наносят нужное изображение, погружают в приготовленный раствор, после чего лак удаляют спиртом или льняным маслом.

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сделать позолоту, золочение, позолотить или провести серебрение, посеребрить различные металлические поверхности в домашних условиях. Химические и гальванические методики и технологии серебрения и золочения металлов своими руками

Золочение изделий из стали, меди и других металлов и сплавов — дело не простое! Здесь как при приготовлении реактивов, так и при подготовке изделий к золочению требуется опыт. Малейшая неточность в технологии, крошечная ошибка в рецепте способны перечеркнуть не только результаты работы, но и безвозвратно уничтожить драгоценный металл.

Поэтому для приобретения опыта, да и просто для перестраховки все предстоящие операции предварительно осмыслите и манипулируйте сначала с малыми количествами реактивов. Испорченные же растворы не выбрасывайте, а собирайте в отдельные емкости для возможной их регенерации, а также выделения золота.

Известно, что золото дает хорошее сцепление с основой из меди, латуни и серебра. А вот сплавы, содержащие никель (например, нержавеющая сталь), требуют особой подготовки, поэтому при золочении изделий из никеля на их поверхность обычно наносят подслой из меди.

Различают как гальванический, так и химический способы золочения. Но гальванику в домашних условиях осуществить очень сложно, так как для этого процесса потребуются специальное оборудование (гальваническая ванна; источник, позволяющий обеспечить ток плотностью 0,1-0,3 А/дм2, система подогрева электролита до 70-80°С), а также достаточно редкие реактивы — дорогие и ядовитые, которые в открытую продажу обычно не поступают.

Намного практичнее химические способы золочения. Правда, составы для химического золочения также включают в себя цианистые соединения, но не на основе ядовитого цианистого калия, а на основе безвредной желтой кровяной соли.

Основа всех рецептов для химического золочения — цианистое золото. Чтобы приготовить его, понадобится изготовить "царскую водку", то есть смесь концентрированных кислот: соляной HCl и азотной HNO3, взятых в соотношении 3: 1 (по объему). Готовим "царскую водку" в фарфоровом сосуде. Помните, операция эта очень опасная! Берегите глаза, кожу и органы дыхания. Смешивание кислот обязательно проводите под вытяжкой или, в крайнем случае, на открытом воздухе. Готовую "царскую водку" выдерживают под крышкой сутки.

Далее готовим золото: золотой предмет расковываем в фольгу и режем на кусочки. Загружаем эти кусочки в "царскую водку" из расчета 1 г золота на 10 мл раствора и ждем, когда они растворятся (это может занять и 2-3 ч, и 2-3 суток — все зависит от крепости кислот и толщины кусочков фольги). Получившийся раствор сливаем с осадка.

Собираем водяную баню и осторожно выпариваем раствор при 70-80 °С, помешивая его стеклянной палочкой, до получения густого "сиропа" темно-желтого цвета. Раствор нельзя перегревать, так как золото выпадет в нерастворимый осадок. Полученный "сироп", содержащий хлорное золото АuС13, и будем использовать как основу составов для предстоящего золочения.

Теперь займемся собственно раствором для химического золочения. Готовим в фарфоровой чашке емкостью 2-3 л (подойдет и 3-литровый стеклянный баллон, конечно, тщательно промытый) смесь из 2 л горячей (50-60°С) дистиллированной воды (или воды от "шубы" из морозильника холодильника), 15 г сиропа (хлорного золота), 65 г поташа (углекислого калия К2СО3), 65 г поваренной соли ("Экстра"). Предназначенный для золочения предмет тщательно очищаем от жира, прокипятив в стиральной соде или в 10-20%-ном растворе NaOH, и после промывки протравливаем в 25%-ной соляной кислоте, после чего опять промываем.

Остается в фарфоровую емкость налить нужное количество горячего (50-60°С) раствора для золочения, погрузить в раствор наше изделие и дотронуться до него цинковой палочкой. На поверхности изделия появляется слой золота. Изделие извлекаем, промываем и слегка полируем шерстяной тканью.

Существует и более простой способ золочения — натиранием, но нанесенный слой золота при этом получается тоньше.

Паста для натирания:

хлорное золото…………….10 г
желтая кровяная соль……...30 г
винный камень (кремортартар, КС4Н5О6)... .5 г
молотый мел (зубной порошок)…………….55 г

Добавим к смеси компонентов воду до образования кашицы, и шерстяной тряпочкой натираем этой кашицей предварительно обезжиренное, протравленное соляной кислотой и промытое в воде изделие.

В случае если золотое покрытие получится неровным, пятнистым, хорошо поможет делу предварительное меднение изделия.

Практичный способ химического меднения железа и стали заключается в следующем. Сначала изделие покрывают с помощью кисти раствором, состоящим из 20 г соляной кислоты, 20 г воды, 10 г хлористого цинка. Дают раствору стечь, после чего наносят второй состав (другой кистью), приготовленный из 10 г медного купороса и 160 г воды..

Когда готовят этот раствор, то выпадает осадок, и, чтобы его растворить, в состав добавляют нашатырный спирт.

Менее качественное меднение обеспечивает погружение предварительно протравленного железного (стального) изделия в раствор, содержащий 50 г медного купороса, 50 г 98%-ной концентрированной серной кислоты и 1 л воды. Не забудьте только, что необходимо кислоту лить в воду.

Как меднение, так и золочение можно производить в домашних условиях, но успех зависит от выполнения следующих требований:

Грамотное составление растворов;
применение чистых реактивов;
использование только дистиллированной воды;
тщательная подготовка поверхности изделий;
соблюдение температурного режима.

Поэтому перед тем как решиться на золочение, тщательно прикиньте свои возможности, и только найдя их достаточными, приступайте к делу.

Общеупотребительные названия и формулы примененных реактивов:

Поташ — углекислый калий К2СО3;
желтая кровяная соль, желтое синь-кали — железосинеродистый калий K4}